Как вы знаете, Всемирный форум социального обеспечения только что завершил свою работу. Этот форум, который проходил в Бельгии, Брюссель, с 14 по 18 октября 2019 года, был пятым Форумом, организованным Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) вместо старого формата Генеральных ассамблей МАСО. Кстати, первым, кто провел Всемирный форум социального обеспечения, была Российская Федерация в 2007 году.
По горячим следам форума я хотел бы поделиться с вами своими мыслями о современной роли администраторов социального обеспечения и ожиданиях населения от их работы.
Общим замечанием при ранжировании вызовов в социальном обеспечении является различие между вызовами, создающими фундаментальные операционные риски (экономические, технологические, демографические и эпидемиологические сдвиги), и вызовами, которые в большей степени связаны с ожиданиями населения в отношении расширения адекватного охвата.
Новые коммуникационные технологии стимулируют развитие не только новых средств связи, но и новых механизмов, обеспечивающих присутствие и участие в политической жизни. Поскольку социальные сети всё шире используются для общения и передачи информации по вопросам, представляющим интерес для всего общества, органы социального обеспечения также осознают необходимость оперативного реагирования на чаяния населения.
Чтобы полнее соответствовать представлениям и ожиданиям населения органы социального обеспечения ищут новые пути повышения качества обслуживания, когда во всех услугах на центральное место ставятся интересы пользователей. В ряде стран Европы стратегии социальных инноваций используются для выявления мнений бенефициаров и даже для предоставления персонализированных услуг в соответствии с озвученными потребностями человека.
Серьёзным глобальным вызовом является также преодоление разрыва в охвате социальным обеспечением. Чаще всего он определяется с точки зрения частичного эффективного охвата и относительной адекватности охвата. Это один из широких индикаторов, свидетельствующий о том, что в Европейском союзе (ЕС) почти 50% работников, участвующих в нестандартных формах занятости и самозанятости, имеют неадекватный доступ к услугам социального обеспечения и государственным службам занятости. Рынки труда становятся всё более раздробленными и нестабильными, и всё больше работников посвящают часть своей экономической жизни работе на цифровых платформах. Важно отметить, что подразумеваемое этой формой занятости сужение охвата означает неуплаченные взносы и налоговые недоимки, хотя, вероятно, также и повышение будущего спроса на финансируемую за счёт налогов социальную защиту. Поэтому на повестку дня встаёт задача, связанная с обеспечением и поддержанием адекватного охвата.
Особые проблемы среди незащищённых работников возникают в среде молодых работников (в возрасте от 15 до 25 лет), находящихся в процессе перехода от очного образования к полноценному трудовому участию. Молодые работники сталкиваются с бóльшими трудностями при поступлении на формальную стабильную работу, чем представители других возрастных групп, и у молодёжи больше шансов быть нанятыми в неформальной экономике, чем у работников старшего возраста. В неформальной экономике занято свыше трети всех молодых работников в странах региона.
Для них, как и для всех работников, цифровые технологии являются дополнительным препятствием, которое они должны преодолеть. Чтобы удовлетворить и спрос работодателей на цифровые навыки, и потребности экономики знаний в непрерывном обучении, правительства, органы социального обеспечения, государственные службы занятости, социальные партнёры и службы системы образования и профессионально-технической подготовки должны инвестировать средства в формирование человеческого капитала, тем самым прокладывая путь в будущее.
Немаловажным также является вопрос о том, как полнее удовлетворять потребности в социальной защите трудовых мигрантов. Слишком часто дебаты о миграции касаются преимущественно вопросов нелегальных и противозаконных миграционных потоков. Честно говоря, мне не нравится термин «нелегальная миграция», потому что трудящихся-мигрантов часто оставляют во власти неформальных экономик, которые являются единственными кормильцами своих семей. Для решения сложной задачи защиты мигрантов важно формализовать их статус, с тем чтобы они могли быть охвачены межгосударственными соглашениями о социальном обеспечении, которые помогают защитить трудящихся-мигрантов. Фактически, одним из главных лозунгов нашего недавнего форума в Брюсселе было «никого не оставлять позади».
Как показывает опыт международной миграции, национальные экономики становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми на многих уровнях и подвергаются значительным экологическим, социальным, медицинским, политическим и экономическим потрясениям. При этом возрастает периодичность и серьёзность этих потрясений и появляются новые риски и источники внешних шоков. Они усугубляют неопределённость, связанную с традиционными рисками жизненного цикла и рисками рынка труда, которые покрываются системами социального обеспечения, и они требуют, чтобы общество имело о рисках более полное представление.
Различные меры, необходимые для преодоления новых вызовов и рисков, служат важным напоминанием о том, что на социальное обеспечение всегда возлагалось множество функций. Противодействие новым, равно как и давно существующим, рискам требует отслеживания и оценки выявленных факторов риска, разработки и осуществления превентивных мер, создания адекватных механизмов возмещения дохода и смягчения последствий, а также перспективного планирования, способствующего реабилитации и предотвращению рецидивов риска в будущем.
Можно сказать, что эти многочисленные функции в значительной степени определяют то, что мы называем всеобъемлющим социальным обеспечением.
Существуют и такие риски, из-за которых на поверку ставится устойчивость развития социального обеспечения в будущем. Учреждения социального обеспечения в равной степени стоят перед необходимостью удовлетворять растущие ожидания населения в отношении адекватной, справедливой и устойчивой защиты, предоставляемой системами социального обеспечения. При этом все эти задачи должны решаться в условиях ограниченных ресурсов. В этом суть всех вызовов.
Главной задачей Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), созданной под эгидой Международной организации труда (МОТ), является повышение стандартов управления социальным обеспечением. Сегодня в её рядах свыше 320 организаций социального обеспечения из 156 государств. Основная деятельность МАСО направлены, в первую очередь, на дальнейшее упрочение роли социального обеспечения в мире посредством международного сотрудничества, а также на создание активного сообщества членов МАСО.
Эффективная социальная защита населения – это ключ к обеспечению устойчивого и инклюзивного общества. Ежедневно наши страны участницы предоставляют защиту более чем 3 млрд человек. Определяя будущее социального обеспечения и содействуя национальным системам в преодолении основных вызовов, таких как пробелы в охвате социальным обеспечением, старение населения и развитие цифровой экономики, МАСО будет укреплять свой авторитет и изыскивать инновационные решения.
Что касается системы социальной защиты населения Республики Казахстан, то следует отметить его уникальность в способности государства обеспечить всем людям, по меньшей мере, базовое социальное обеспечение, неуклонно повышая его охват и уровень за счет бюджетных средств. Обязательное социальное страхование в Казахстане является дополнительным уровнем социального обеспечения за счет страховых взносов работодателей, которое учитывая вклад конкретного работника в экономику дает ему возможность получить определенную выплату за счет средств Государственного фонда социального страхования при наступлении социальных рисков (инвалидность, потеря кормильца, потеря работы и материнство).
Если говорить о начале становления вашей системы, то, прежде всего мы вспоминаем введение в 1998 году накопительной пенсионной системы с частным управлением. По мнению многих экспертов, такая реформа означала резкий переход от советской патерналистской модели, в которой государство отвечало буквально за все, к системе, в которой человек был обязан взять на себя личную ответственность в пенсионном обеспечении.
Также примечательным является реализация Дорожных карт по созданию инклюзивного рынка труда в Казахстане с акцентом на молодежь, пожилых работников и лиц с ограниченными возможностями.
Разделение ответственности государства, работодателя и работника в социальной защите является наиболее важным аспектом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости. Такая практика является немаловажным в укреплении принципов солидарности в своих национальных программах социального обеспечения многих стран.
Следует отметить, что МАСО проводит конкурс за лучшие практики в сфере социального обеспечения. Во время Регионального форума МАСО по социальному обеспечению для стран Европы в мае 2019 года в г.Баку были вручены Почетные грамоты МАСО Государственному фонду социального страхования Республики Казахстан за передовую практику в осуществлении в проактивной форме социальных выплат в поддержку материнства и за проведение актуарных расчетов долгосрочной финансовой устойчивости системы с использованием имитационной модели. Уникальность модели заключаются в охвате всего населения Казахстана, персонифицированном учете участников системы обязательного социального страхования, использовании показателей демографических изменений (ожидаемая продолжительность жизни, коэффициенты рождаемости и смертности) и прогноза макроэкономических и социально-трудовых показателей.
Как стало мне известно, придавая особую важность системе социального обеспечения Указом Президента Республики Казахстан с 2011 года последнее воскресенье месяца октября является профессиональным праздником работников системы социальной защиты.
Наиболее впечатляющим и лучшей практикой для многих стран является то, что в канун праздника социальных работников Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан совместно с Государственным фондом социального страхования организовывает Выставку «Лучших социальных проектов», направленных на поддержку уязвимых слоев населения с награждением авторов победителей социальных проектов. Подобные мероприятия сплачивает общество в решении насущных проблем лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Несмотря на новые глобальные вызовы профессиональный статус социальных работников по прежнему высок, а результаты позитивны, поскольку их заботой о людях преодолеваются невзгоды тысяч людей. В этой связи хочу искренне поздравить всех коллег, работающих в системе социальной защиты населения с достигнутыми позитивными результатами, и пожелать Вам новых трудовых успехов, поскольку на Вас возложена такая ответственная и почетная миссия!