Независимость - поистине особая страница в истории государства и нации, многовековая мечта казахского народа. Появление государства Казахстан на геополитической арене имеет долгую и тернистую историю, наполненной волей и стремлением к независимости. За этот короткий по историческим меркам период Казахстан совершил значительный скачок от экономического и политического кризиса 90-х годов до современного социального государства. На пути суверенного развития Казахстан преодолел немало испытаний и принял значительные решения для улучшения благосостояния граждан. 

Согласно инициированной Первым Президентом РК – Елбасы Н.А. Назарбаевым «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» одной из первостепенных целей является построение новой социальной политики.

За годы независимости Казахстан построил собственную систему социальной защиты населения, разделяющую ответственность государства, работодателя и работника. Созданная система социального обеспечения базируется на социально-трудовых отношениях, основанные на принципах права и справедливости.

Реформы в этой сфере проводятся системно. Главным приоритетом Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» является социальное благополучие граждан.

Ответственность государства заключается в оказании социальной помощи гражданам Казахстана за счет средств государственного бюджета независимо от осуществления трудовой деятельности, т.е. это государственные социальные пособия на случаи потери кормильца и инвалидности, средства для обеспечения реабилитации лиц с инвалидностью, а также пособия многодетным матерям, базовая и солидарная пенсия и т.д.

 Обязательное социальное страхование было введено в Республике Казахстан, как дополнительная форма социального обеспечения для работающего населения с 1 января 2005 года.

Согласно законодательству, работодатели за счет собственных средств уплачивают ежемесячные социальные отчисления в размере 3,5 % в Государственный фонд социального страховании (далее – ГФСС) за своих работников. В свою очередь, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно уплачивают социальные отчисления как за себя, так и за наемных работников.

Из ГФСС осуществляются социальные выплаты при наступлении следующих социальных рисков:

- утраты трудоспособности;

- потери кормильца;

- потери работы;

- потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка;

 - потери дохода в связи с уходом за ребенком до 1 одного года.

Система обязательного социального страхования основана на принципе ограниченной солидарности. Действие данного принципа выражается в том, что уплата социальных отчислений в ГФСС производится за работающее население. При этом, получателями социальных выплат являются только те работающие граждане, за которых поступали социальные отчисления в ГФСС и у которых наступил случай социального риска.

Размер социальной выплаты из ГФСС напрямую зависит от тех доходов, с которых уплачивались социальные отчисления, а также от стажа участие в системе. В этой связи, важным фактором для населения является обязательное заключение трудового договора при устройстве на работу, поскольку, после чего работодатель автоматически несет обязательства по уплате ежемесячных социальных отчислений в ГФСС.

С момента внедрения системы на 1 ноября 2020 года из ГФСС были осуществлены социальные выплаты на сумму порядка 1,5 трлн. тенге более чем 5 млн. получателям.

В целях повышения социальной защищенности работающих граждан и усиления трудовой мотивации система обязательного социального страхования совершенствуется.  С 1 января 2020 года внедрен Закон РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции (далее – Закон), предусматривающий усиление взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат.

Основной акцент Закона в новой редакции сфокусирован на пересмотре параметров назначения социальных выплат по утрате трудоспособности, потери кормильца и потери работы из ГФСС.

В частности, для поощрения большего стажа участия в системе обязательного социального страхования повысились коэффициенты стажа участия для участников, у которых трудовой стаж более 5 лет. Это означает, что чем больше человек работал, то тем больше у него будет размер выплаты.

При назначении социальной выплаты на случай утраты трудоспособности для лиц с инвалидностью раньше применялись усредненные коэффициенты утраты трудоспособности, а теперь учитывается установленная медико-социальной экспертизой фактическая степень утраты общей трудоспособности.

Для получателей социальной выплаты на случай потери кормильца повышены коэффициенты количества иждивенцев.

В период финансово-экономических кризисов актуальным является социальная выплата на случай потери работы, размер которой увеличен с 30% до 40% от среднего застрахованного дохода за последние 2 года, а также увеличен период назначения выплаты с 4-х до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе обязательного социального страхования.

Указанные изменения привели к существенному росту социальных выплат из ГФСС. За 10 месяцев 2020 года из ГФСС осуществлены выплаты порядка 828 тысячам получателям на сумму более 200 млрд тенге. Рост суммы социальных выплат по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил на случаи: утраты трудоспособности – 75,8%, потери кормильца – 49,6%, потери работы- 3,3 раза, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка - 22,3% и потери дохода в связи с уходом за ребенком до 1 одного года – 14,3%.

Мировой кризис, возникший вследствие распространения COVID-19 продемонстрировал необычайную важность систем социального обеспечения. В период пандемии за счет средств ГФСС были произведены дополнительные виды выплат порядка 4,6 млн. человек в период чрезвычайного положения и порядка 2,4 млн. человек в период карантина, которые потеряли доход в связи с введенными ограничительными мероприятиями на общую сумму более 476 млрд.тенге. Также, осуществлены выплаты из ГФСС медработникам, заразившимся COVID-19 при оказании ими медицинской помощи населению в период ограничительных мероприятий, а также их семьям в случае их смерти, размер этих выплат составлял 2 млн. и 10 млн. тенге соответственно. Указанные выплаты произведены более 9,4 тыс. медработникам или их семьям на общую сумму более 20 млрд тенге.

Одним из направлений государственной программы «Цифровой Казахстан» является "Переход на цифровое государство". Усилия по цифровизации приводят к созданию нового общества, где активно развивается человеческий капитал, а за счет автоматизации и других новых технологий диалог граждан со своими государствами становится простым и открытым.

Эти изменения вызваны внедрением за последние годы множества технологических инноваций, применяемых в разных отраслях. В целях обеспечения высокого уровня обслуживания населения система обязательного социального страхования улучшается и модифицируется год за годом. Предоставление доступных и удобных государственных услуг для населения является главным приоритетом социального обеспечения.  

Социальные выплаты из ГФСС по потере работы, по утрате трудоспособности и по уходу за ребенком можно оформить через «композитные услуги» по принципу «одного окна».  Суть «композитной услуги» заключается в том, что, обращаясь в один государственный орган можно подать заявление на выплату в другой соответствующий орган. Например, при установлении в медико-социальном учреждении степени инвалидности там же можно подать заявления на государственное социальное пособие из бюджета и социальную выплату из ГФСС.

Также, если человек, потерял работу, то при обращении в Центр занятости населения он может зарегистрироваться в качестве безработного, и здесь же оформить документы на получение выплаты по потере работы из ГФСС.

При наличии электронно-цифровой подписи, можно обратиться за назначением выплат по уходу за ребенком до 1 года и по потере работы, не выходя из дома, через портал «Электронного Правительства» (egov.kz).

С развитием информационных систем государственных органов и организаций в настоящее время проводится работа по предоставлению указанных услуг в  проактивной форме, путем получения согласия заявителя через подтверждение смс-сообщения.

Таким образом, внедряется модель управления, когда не человек доказывает свои права на социальную помощь, а государство, понимая потребности граждан, связывается с ними для оказания государственных услуг при наступлении определенных социальных рисков и является одной из ветвей развития идеи «слышащего государства».

Это будет способствовать повышению удовлетворенности граждан качеством оказания государственных услуг, реализации их нужд, прав и законных интересов.

В целом, работающее население имеет преимущество перед неработающими, получая государственные социальные пособия из бюджета и социальную выплату из ГФСС при наступлении определенных социальных рисков.

Повышая социальную защищенность работающих граждан и создавая стимулы для занятости населения, сегодня система обязательного социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана, основой которой являются человек, его права и потребности.

 

 Генеральный директор

АО «Государственный фонд социального страхования»

Курманов Алмас Мухаметкаримович

Chatbot
X
Сәлеметсіз бе!
Здравствуйте!
1 - Қазақ тілін таңдау үшін
2 - Для выбора русского языка
Наверх