В экономически развитых государствах социальная защита — важнейшая часть национальной экономики и создание продуманной системы социального обеспечения, охватывающей всех граждан, приводит не только к улучшению их благосостояния, расширению и укреплению трудовых ресурсов, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации.

За годы независимости в Казахстане благодаря выверенной социальной политике Лидера нации  Н.А.Назарбаева, отраженной в ежегодных Посланиях народу Казахстана и стратегических документах совершенствуется модель социальной защиты населения с учетом принципов общественной солидарности и социальной справедливости.  Предпринимаются меры по созданию гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития.  

Базовым институтом социальной защиты населения в индустриально развитых странах на протяжении последних сто лет является институт обязательного социального страхования: пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, временной утраты трудоспособности, в связи с безработицей. Он обладает такими качествами, как устойчивость и  надежность функционирования финансовых  механизмов, что особенно наглядно проявляется в периоды финансовых кризисов.

Доктрины прав человека, пра­вового государства и солидарности получили свое развитие в концеп­ции социального обеспечения (со­циальной защиты) Международ­ной организации труда (МОТ).

В круг важнейших целей соци­ального обеспечения, и в частности социального страхования, МОТ включает:

  • гарантированную и адекватную замену утраченного дохода;
  • гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания;
  • наличие гарантированных ос­новных финансовых ресурсов.

Позиция МОТ в области соци­ального страхования состоит в том, что по сравнению с другими мето­дами коллективного социального обеспечения (например, социаль­ной помощью или фирменными системами) данный институт защи­ты обладает важными преимущест­вами:

  • трудящиеся (от которых требу­ется внесение взносов) вовлекают­ся материально и морально в про­цесс защиты своего здоровья и тру­доспособности;
  • создаются специализированные (а потому и высокоэффективные) страховые учреждения, занимаю­щиеся исключительно организаци­ей профилактики, медицинским обслуживанием и денежными вы­платами, которые обеспечиваются одной и той же организацией;
  • гарантируются определенные права граждан, делающих взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;
  • выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в тече­ние длительного периода в соот­ветствии со страховыми расчетами.

Высокий и надежный уровень социальной защиты, который до­стигается в социальном страхова­нии, обеспечивается гарантиями основных финансовых ресурсов. Распределение финансовой нагрузки в рамках каждого вида социального страхования между работодателями и работниками является ключевым моментом в формировании их мотивации к уплате страховых взносов. Оптимальными пропорциями такого распределения считаются следующие соотношения: 2/3 величины страховых взносов приходится на работодателей и 1/3 – на работников. Например, нагрузка на фонд оплаты труда в Германии - 49,5%, во Франции - 47,6 %, а в Казахстане 31%, из них 20 % удерживаются из доходов работника.

В Казахстане работодатель уплачивает 3,5% социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, которые являются частью социального налога (9,5%),  а также 1,5 % отчисления в Фонд социального медицинского страхования. Таким образом, работодатель за счет собственных средств уплачивает на каждого работника 11% социальных платежей.

В 2018 году в Казахстане минимальная заработная плата (МЗП)   по отношению к среднемесячной заработной плате (СМЗ) составил порядка 20% в 2018 году и  23% в 2019 году. Данный показатель в развитых странах составляет порядка 35%-55%.

Социальная политика государства должна быть направлена на улучшение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками экономических процессов.

Масштабность и динамика происходящих перемен, как в мире, так и в Казахстане, требует ускорения социальной модернизации. Среди внутренних причин социальной модернизации, пожалуй, наиболее значимой является потребность в возрождении особого отношения к труду, формировании культа человека труда, способного созидать свою судьбу, невзирая ни на какие трудности и обстоятельства. 

Отношение к труду является самым важным индикатором зрелости общества, его способности к саморазвитию и прогрессу.        Только труд может и должен выступать в качестве мерила человеческого достоинства, главной  социальной ценности. Без этого невозможно создать работника, соответствующего требованиям экономики развития и задачам социальной модернизации.

Эти ценности мы рассматриваем как составляющие идеологии обновления, призванной стать основным инструментом мотивации казахстанцев и мобилизации их на решение задач социальной модернизации.

Поэтому, важным является обеспечение соответствующего уровня социальной защиты работающего человека путем разделения ответственности государства, работодателей и работника.

В Казахстане с 2005 года введена система обязательного социального страхования, которая является дополнительной формой социальной защиты работающего населения в случае наступления социальных рисков, таких как утрата трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы, потеря дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком до 1 года.

За период функционирования системы параметры назначения социальных выплат концептуально не пересматривались. В этой связи, в реализацию Послания народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» разработан проект Закона РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции, который предусматривает повышение размеров социальных выплат на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы из Государственного фонда социального страхования в среднем на 30% с 2020 года.   

Основной целью совершенствования обязательного социального страхования являются:

  • усиление взаимосвязи между стажем участия в системе обязательного социального страхования и размерами социальных выплат;
  • повышение социальной защищенности работающих граждан;
  • усиление трудовой мотивации и заинтересованности граждан в формальной занятости.

В настоящее время, основанная на принципах солидарности и справедливости система социального страхования Казахстана направлена на обеспечение равных возможностей и прав ее участников, вне зависимости от их состояния здоровья, возраста, пола, места жительства.

В заключение в канун профессионального праздника дня работников социальной защиты хочу поздравить коллег и пожелать им успехов в деле реализации задач социальной политики нашего государства, дальнейшего совершенствования форм и методов социальной работы.

                                                                                          Генеральный директор АО "ГФСС"

                                                                                     Курманов Алмас Мухаметкаримович

Chatbot
X
Сәлеметсіз бе!
Здравствуйте!
1 - Қазақ тілін таңдау үшін
2 - Для выбора русского языка
Наверх