В экономически развитых государствах социальная защита — важнейшая часть национальной экономики и создание продуманной системы социального обеспечения, охватывающей всех граждан, приводит не только к улучшению их благосостояния, расширению и укреплению трудовых ресурсов, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации.
За годы независимости в Казахстане благодаря выверенной социальной политике Лидера нации Н.А.Назарбаева, отраженной в ежегодных Посланиях народу Казахстана и стратегических документах совершенствуется модель социальной защиты населения с учетом принципов общественной солидарности и социальной справедливости. Предпринимаются меры по созданию гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности развития.
Базовым институтом социальной защиты населения в индустриально развитых странах на протяжении последних сто лет является институт обязательного социального страхования: пенсионного, медицинского, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, временной утраты трудоспособности, в связи с безработицей. Он обладает такими качествами, как устойчивость и надежность функционирования финансовых механизмов, что особенно наглядно проявляется в периоды финансовых кризисов.
Доктрины прав человека, правового государства и солидарности получили свое развитие в концепции социального обеспечения (социальной защиты) Международной организации труда (МОТ).
В круг важнейших целей социального обеспечения, и в частности социального страхования, МОТ включает:
- гарантированную и адекватную замену утраченного дохода;
- гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания;
- наличие гарантированных основных финансовых ресурсов.
Позиция МОТ в области социального страхования состоит в том, что по сравнению с другими методами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или фирменными системами) данный институт защиты обладает важными преимуществами:
- трудящиеся (от которых требуется внесение взносов) вовлекаются материально и морально в процесс защиты своего здоровья и трудоспособности;
- создаются специализированные (а потому и высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые обеспечиваются одной и той же организацией;
- гарантируются определенные права граждан, делающих взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;
- выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.
Высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в социальном страховании, обеспечивается гарантиями основных финансовых ресурсов. Распределение финансовой нагрузки в рамках каждого вида социального страхования между работодателями и работниками является ключевым моментом в формировании их мотивации к уплате страховых взносов. Оптимальными пропорциями такого распределения считаются следующие соотношения: 2/3 величины страховых взносов приходится на работодателей и 1/3 – на работников. Например, нагрузка на фонд оплаты труда в Германии - 49,5%, во Франции - 47,6 %, а в Казахстане 31%, из них 20 % удерживаются из доходов работника.
В Казахстане работодатель уплачивает 3,5% социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, которые являются частью социального налога (9,5%), а также 1,5 % отчисления в Фонд социального медицинского страхования. Таким образом, работодатель за счет собственных средств уплачивает на каждого работника 11% социальных платежей.
В 2018 году в Казахстане минимальная заработная плата (МЗП) по отношению к среднемесячной заработной плате (СМЗ) составил порядка 20% в 2018 году и 23% в 2019 году. Данный показатель в развитых странах составляет порядка 35%-55%.
Социальная политика государства должна быть направлена на улучшение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками экономических процессов.
Масштабность и динамика происходящих перемен, как в мире, так и в Казахстане, требует ускорения социальной модернизации. Среди внутренних причин социальной модернизации, пожалуй, наиболее значимой является потребность в возрождении особого отношения к труду, формировании культа человека труда, способного созидать свою судьбу, невзирая ни на какие трудности и обстоятельства.
Отношение к труду является самым важным индикатором зрелости общества, его способности к саморазвитию и прогрессу. Только труд может и должен выступать в качестве мерила человеческого достоинства, главной социальной ценности. Без этого невозможно создать работника, соответствующего требованиям экономики развития и задачам социальной модернизации.
Эти ценности мы рассматриваем как составляющие идеологии обновления, призванной стать основным инструментом мотивации казахстанцев и мобилизации их на решение задач социальной модернизации.
Поэтому, важным является обеспечение соответствующего уровня социальной защиты работающего человека путем разделения ответственности государства, работодателей и работника.
В Казахстане с 2005 года введена система обязательного социального страхования, которая является дополнительной формой социальной защиты работающего населения в случае наступления социальных рисков, таких как утрата трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы, потеря дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком до 1 года.
За период функционирования системы параметры назначения социальных выплат концептуально не пересматривались. В этой связи, в реализацию Послания народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» разработан проект Закона РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции, который предусматривает повышение размеров социальных выплат на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы из Государственного фонда социального страхования в среднем на 30% с 2020 года.
Основной целью совершенствования обязательного социального страхования являются:
- усиление взаимосвязи между стажем участия в системе обязательного социального страхования и размерами социальных выплат;
- повышение социальной защищенности работающих граждан;
- усиление трудовой мотивации и заинтересованности граждан в формальной занятости.
В настоящее время, основанная на принципах солидарности и справедливости система социального страхования Казахстана направлена на обеспечение равных возможностей и прав ее участников, вне зависимости от их состояния здоровья, возраста, пола, места жительства.
В заключение в канун профессионального праздника дня работников социальной защиты хочу поздравить коллег и пожелать им успехов в деле реализации задач социальной политики нашего государства, дальнейшего совершенствования форм и методов социальной работы.
Генеральный директор АО "ГФСС"
Курманов Алмас Мухаметкаримович