С 1 октября 2026 года в стране стартует пилотный проект, в рамках которого будет отработан обновленный алгоритм сопровождения граждан, а также проведено обучение специалистов карьерных центров и филиалов Государственного фонда социального страхования.
Одним из ключевых изменений станет увеличение периода поиска подходящей работы до присвоения статуса безработного - с 2 до 13 дней. Данный период позволит специалистам карьерного центра более детально определить профессиональный опыт, навыки и потребности гражданина, провести профилирование, подобрать подходящие вакансии, организовать взаимодействие.
В период проведения пилота социальная выплата по случаю потери работы предоставляется в соответствии с действующим порядком. Граждане, имеющие право на указанную выплату, сохраняют возможность ее получения на установленных законодательством условиях.
Предстоящий период станет адаптацией ко вступающим в силу с 1 января 2027г. поправкам в Социальный кодекс Республики Казахстан, предусмотренным Законом Республики Казахстан, утвержденным 11 июня 2026 года в части параметров предоставления социальной выплаты по случаю потери работы.
До вступления законодательных изменений в силу Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан организует широкую информационно-разъяснительную работу во всех регионах страны.
Главный принцип изменений остается неизменным - государственная поддержка должна быть максимально адресной, доступной и помогать человеку не просто получить статус, а найти подходящую работу и выйти на устойчивую занятость.
Изменения параметров назначения социальных выплат на случай потери работы, вступающие в силу с 1 января 2027г. будут следующими:
1. Не регистрируются в качестве безработного:
- получатели социальных выплат по беременности и родам,
- получатели социальных выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- получатели пенсионных выплат по выслуге лет
- получатели специальных социальных выплат.
2. Период получения социальных выплат по потере работы составит:
• 1 месяц – в случае, если социальные отчисления за участника системы обязательного социального страхования производились от 6 до 12 месяцев;
• 2 месяца – в случае, если социальные отчисления за участника системы обязательного социального страхования производились от 12 до 24 месяцев;
• 3 месяца– в случае, если социальные отчисления за участника системы обязательного социального страхования производились от 24 месяцев и более.
3. Максимальный размер социальной выплаты по потере работы составит не более 45% от 7-ми минимальных заработных плат (7МЗП*).
*7МЗП – максимальный размер объекта исчисления социальных отчислений за одного работника
4. Повторное обращение за последующим получением социальной выплаты по потере работы:
- не ранее чем, через 12 мес. после получения предыдущей выплаты.