Право на достойный труд и его справедливую оплату является одной из важнейших конституционных гарантий. В неотъемлемой взаимосвязи с данными понятиями находится и обеспечение соответствующего уровня социальной защиты работающего населения. Об этом в интервью журналисту газеты «Человек и Закон» рассказал заместитель генерального директора АО «Государственный фонд социального страхования» Марат Амангельдиевич Жаныбеков.

Законодательным стержнем регулирования трудовых отношений и социальной защищенности населения в нашей стране являются Трудовой и Социальный кодексы.

– Трудовой кодекс регулирует правовые отношения между работодателем и работником, в частности вопросы выплаты заработной платы, предоставления отпусков, оплаты больничного листа и иных выплат, а также охраны и безопасности труда, а Социальный – предусматривает разделение ответственности государства, работодателя и работника в обеспечении социальных прав и гарантий. При этом, Социальный кодекс является единым источником знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях, а также позволяет вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения, – говорит Марат Жаныбеков.

Дополнительным уровнем социальной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков является обязательное социальное страхование, внедренное в Казахстане с 2005 года. Отсюда – важность наличия заключенных трудовых договоров при трудоустройстве. В таких случаях работодатель автоматически несет обязательства по уплате за счет собственных средств ежемесячных социальных отчислений (соцотчисления) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС).

Плательщиками соцотчислений в Фонд являются работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство и лицо, занимающееся частной практикой. Обязательным социальным страхованием охвачены граждане и кандасы, а также постоянно проживающие на территории Казахстана иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории РК, за исключением работающих пенсионеров (достигших возраста мужчины – 63 года и женщины 61 лет).

– Отмечу, что Социальным кодексом, вступившим в силу в июле прошлого года, расширен охват обязательным социальным страхованием: с 1 июля 2023 года работниками, осуществляющими трудовую деятельность в представительствах международных организаций в РК, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в РК, членами крестьянских или фермерских хозяйств, достигшие 18 лет, а также индивидуальными помощниками, оказывающие услуги по сопровождению лица с инвалидностью 1-группы, имеющего затруднение в передвижении; с 1 января 2025 года физическими лицами, выполняющих работу (оказание услуг) по заключенным с налоговыми агентами договорам гражданско-правового характера, в том числе работающие в представительствах международных организаций в РК, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Казахстане, – поясняет заместитель главы АО «Государственный фонд социального страхования».  

Добавим, что с 1 января 2025 года ставка социального налога составит 11% и ставка социальных отчислений – 5%, соответственно. При этом, согласно нормам Налогового кодекса сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет плательщиками, уменьшается на сумму исчисленных соцотчислений. Важно помнить: соцотчисления подлежат уплате не позднее 25 числа, следующего за отчетным месяцем, от расходов работодателя на выплату доходов работнику в виде оплаты труда.

– Законодательно установлен ежемесячный минимальный и максимальный размер объекта исчисления соцотчислений на уровне не менее одного и не более семикратного размера минимальной заработной платы (МЗП), установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий период. Например, если ежемесячный доход работника составил 50 тысяч тенге, то соцотчисления уплачиваются в размере 2 925 тенге (85 тысяч тенге*3,5%), если ежемесячный доход за вычетом ОПВ больше 595 тысяч тенге, то уплачивается максимальная сумма – 20 825 тенге (7*85 тысяч тенге*3,5%), – добавляет Марат Амангельдиевич.

Для упрощения исполнения обязательств по уплате социальных платежей и индивидуального подоходного налога (ИПН) с дохода работников с прошлого года введен Единый платеж (ЕП). Налоговыми агентами по его уплате признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся субъектами микро- и малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные Налоговым кодексом.  В ЕП включаются суммы ИПН с доходов, подлежащих обложению у источника выплаты, ОПВ и обязательные пенсионные взносы работодателя, соцотчисления, а также взносы и отчисления на обязательное социальное медицинское страхование.

– С 1 января 2025 года ставка Единого платежа составит 23,8% от объекта обложения и ставка социальных отчислений в составе ЕП 4,5%, соответственно. Ведение персонифицированного учета плательщиков ЕП, распределение и перечисление сумм ЕП в Фонд, Фонд социального медицинского страхования, Единый накопительный пенсионный фонд и соответствующий бюджет по месту нахождения налогового агента осуществляются НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Контроль за своевременностью и полнотой уплаты соцотчислений, согласно действующего законодательства, возложен на органы государственных доходов, – говорит Марат Жаныбеков.

Следует отметить, что обязательное социальное страхование основано на принципах солидарности, поскольку соцотчисления уплачиваются за всех работающих граждан, а выплаты из Фонда могут получить только те лица, у которых наступил социальный риск: утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением или удочерением новорожденного ребенка, а также в связи с уходом за ребенком до полутора лет. При этом, размер социальных выплат непосредственно зависит от уплаченных сумм соцотчислений, а также от продолжительности их уплаты. Именно на таких принципах функционирует данная система, обеспечивая граждан дополнительной формой социальной поддержки.

– В настоящее время реализована возможность получения информации о поступивших в Фонд соцотчислениях через портал электронного правительства egov.kz, мобильные приложения банков в онлайн режиме, а также через отделения Государственной корпорации «Правительство для граждан» (ЦОН) и филиалы Фонда. Таким образом, лица, которые были официально трудоустроены и за которых производились соцотчисления имеют право на получение социальных выплат из Фонда при наступлении вышеуказанных случаев социальных рисков. Соответственно, такое право отсутствует у работников, трудовые отношения которых не оформлены должным образом, и за которых работодатели не уплачивают социальные отчисления в Фонд, – резюмирует спикер.

В целом дополнительная форма социального обеспечения направлена не только на осуществление социальных выплат, а прежде всего на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан.

Олег Тихонов

Источник: http://infozakon.kz/life/25027-oficialnoe-trudoustroystvo-obespechenie-socialnyh-garantiy.html#sel=1:2,1:2

24.05.2024

Наверх